Пасхальное послание преосв. Владимира, архиеп. Сан-Францисского и Западно-Американского, председателя Архиерейского Синода Русской Православной Зарубежной Церкви. Печать

 

mansonvill

Христос Воскресе!

Возлюбленные о Христе отцы, братие и сестры, пастыри и пасомые нашей  Русской Православной Церкви Заграницей!

       Поздравляю вас с Великим и радостным Праздником Светлого Христова Воскресения!

 

       Торжествуют ныне и радуются вся небесные силы, небо же и земля, и люди и даже преисподняя преисполняется светом, празднует убо вся тварь востание Христово.

       Ибо Христос Господь примирил нас с Богом, открыв нам путь ко спасению и даровав нам источник утешения и блаженства.

       До грехопадения первый человек жил в мире с Богом, своим ближним и с самим собой, наслаждаясь миром и спокойствием и преисполняясь благодати Божией. Грехопадение, в т.ч. непослушание, самоволие и противление, разстроило все эти отношения. Человек стал врагом не только Богу и ближнему, но и самому себе. Будучи безсмертным, он вдруг из-за своего греха наследовал смерть, как и наследуют смерть все последующие поколения.

       Мы, христиане, имеем двоякое рождение: плотское, ветхое и греховное, которое происходит от Адама, и – духовное, святое и благословенное от Иисуса Христа, Нового Адама. Это и называется ветхим и новым рождением, ветхим и новым человеком, ветхим и новым Адамом, ветхим и новым Иерусалимом и внешним и внутренним человеком.

       Спасти человеческий род мог только Новый Адам, «который не только был бы безгрешен и совершенно оставался бы непобедимым, но мог бы прощать грехи и избавлять от наказания подверженных греху, – и не только обладал бы жизнью, но и способностью оживотворять, чтобы сделать участниками жизни тех, которые прилепляются к Нему и принадлежат к Его роду, и не только представителей последующего за Ним поколения, а и тех, которые уже умерли до Него» – говорит Св. Григорий Палама. 

       Как ветхое рождение насаждается из Адама, так и новое насаждается от Иисуса Христа. По слову Св. Апостола Петра, это происходит посредством слова Божия, которое есть семя нового рождения: «как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век» (1 Петр. 1, 23). «Восхотев, – говорит Св. Апостол Иаков, – родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» (Иак. 1, 18). Слово Божие пробуждает в нас веру, которая держится и объемлется в слове Господа Иисуса Христа со Святым Духом. Силою и действием Святаго Духа человек возрождается.

       Новое рождение происходит посредством Святаго Духа (Иоан. 3, 5). Это и называет Господь: родиться от Духа. Новый человек рождается посредством веры в любви, который верует, что: «Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него» (1 Иоан. 5, 1). Новый человек рождается через святое крещение, как и Господь говорит: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан. 3, 5).

       После грехопадения Адама, именно от него наследовал человек великое зло: грех, проклятие, гнев, смерть, диавола, осуждение и ад. Это и есть плоды ветхого рождения. А от Христа, посредством веры, надежды и любви, человек наследовал величайшее благо: правду, мир, благословение, благодать, жизнь и вечное блаженство. От Адама человек наследовал плотской дух и исполнение воли злого духа, а от Христа наследовал благодать Святаго Духа с Его спасительными Таинствами и дарами. Какой дух живет в человеке, таково и качество его жизни, и зачастую сам человек не может познать в себе это, как и говорит об этом Господь: «не знаете, какого вы духа» (Лук. 9, 55). От Адама человек получил гордый, высокомерный, надменный и непослушный нрав, а от Христа, посредством веры и добродетелей, может получить дух смирения, братолюбия и послушания. От Адама человек наследовал дух дерзости, гнева, вражды, лжи и клеветы, а от Христа – дух кротости, дружелюбия, милосердия, правды, искренности и постоянства.

       Именно Новый Адам – Господь наш Иисус Христос, Источник жизни и безсмертия, явивший нам «образ жизни боговидного жития», по слову преп. Максима Исповедника, претерпевший спасительные страсти, воскресший из мертвых, Который Своим послушанием Богу Отцу расторг осуждение прародительского греха и Своею крестной смертью упразднил державу смерти, только Он, Единый, Святый и безгрешный мог освободить нас от ветхого Адама.

       До воскресения Христова смерть была страшной, но теперь Спаситель попрал всякий страх и саму смерть Своим тридневным воскресением. Ныне смерть есть только переход от временной земной жизни к жизни вечной небесной. Верующий и верный Истине человек со смертью ничего не теряет, но наоборот, многое приобретает: вечное блаженство и вечную радость о Христе Иисусе Господе нашем. Не страшен теперь для верующего христианина и самый ад. Он пленен и заключен сошедшим в него Спасителем. «Где твое смерте жало? Где твоя, аде, победа?». Всякий может теперь избегнуть ада, если будет следовать заповедям воскресшего Господа.

       Мы искуплены очень дорогой ценой. «Со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценной Кровью Христа, как непорочного и чистого агнца» (1 Петр. 1, 17-19). Это есть благодатный искупительный плод Христов, который производит в нас, православных христианах, обновление и освящение. 

       Таким образом, новое рождение происходит в нас от Христа, и святое крещение учреждено Им как великое и непреложное средство к тому: в святой купели мы погружаемся в смерть Христову, чтобы со Христом умереть своему греху силою Его смерти; а когда возстаем в купели – воскресаем со Христом от своего греха, силою Его воскресения. И Св. Иоанн Златоуст говорит: «Когда мы погружаем свои головы в воду, как бы в гроб, вместе с тем погребается ветхий человек и, погрузившись долу, весь совершенно скрывается. Потом, когда мы восклоняемся (т.е. возстаем), – выходит человек новый» (Т.8, стр. 165). Вот почему в Истинной Церкви крестят полным погружением, а не обливанием или окроплением, которые, кроме своей неканоничности, даже не могут изобразить в полноте смысл Св. Таинства.

       Посему, возлюбленные братие и сестры, празднуя ныне примирение с Богом, будем благодарить ныне и во все дни наши воскресшего ради нас и «нашего ради спасения» Господа нашего Иисуса Христа и будем стараться воспользоваться всеми дарованными нам от Него средствами, дабы воскресение Христово послужило к воскресению душ наших и вечному спасению. Аминь.

       

       Воистину Воскресе Христос!

   

   † Архiепископъ Владимiръ
     Пасха Христова, 2018 г.