В Фомин вторник (в некоторых местах в понедельник) совершается поминовение усопших. Собственно в службе этих дней по Уставу не положено особых молитвословий за умерших, и поминовение в эти дни совершается по благочестивому обычаю русской Церкви. Основанием для поминовения усопших, совершаемого в Фомин понедельник или вторник, служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа в ад, соединяемое с Фоминым воскресением, с другой — разрешение церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостною вестию о воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется радоницею.
Поминовение усопших после Пасхи совершалось и в глубокой древности. Святой Амвросий Медиоланский в одном из своих слов говорит: “Достойно и праведно есть, братия, после торжества Пасхи, которое мы праздновали, разделить радость нашу со святыми мучениками, и им, как участникам страданий Господа, возвестить славу воскресения Господня”. Эти слова святого Амвросия хотя относятся к мученикам, но они могут быть доказательством нашего обычая совершать память усопших после Пасхи в понедельник или вторник Фоминой недели, потому что начало торжественного поминовения в вере скончавшихся положено в новозаветной Церкви благочестивым обычаем совершать память мучеников, а среди мучеников погребали в древности и прочих умерших. (См. подр. Астр. Еп. Вед. 1891, 10). Однако, до настоящего времени в некоторых местах существует возмутительный обычай сопровождать послепасхальные поминовения усопших диким пьяным разгулом. В 1895 г. в Киеве местным Епархиальным Начальством было сделано распоряжение, которым был воспрещен принос на кладбища во время после пасхальных поминовений водки и других хмельных напитков, причем на настоятелей кладбищ возложена ответственность за христианское трезвое поведение посетителей кладбищ, а полиции было предложено не пропускать идущих на кладбище с водкой и выводить позволяющих себе на могилах попойки.
Все Киевское приходское духовенство предварительно огласило это распоряжение в храмах и увещевало прихожан оставить этот грешный обычай справлять чисто по язычески пьянственную тризну на гробах своих усопших. Это новое распоряжение было напечатано местными газетами; кроме того и настоятели Киевских кладбищ особыми афишами, расклеенными по городу, уведомили горожан о сделанном распоряжения и принятых против пьянства на кладбищах мерах (См. Ц. Вед. 1895, 16). Дай Бог, чтобы и в других местах настоятельно были приняты соответствующая меры против позволяемых на кладбищах при номиновенин усопших диких оргий, столь оскорбительных для всякого христианского чувства.
Протоиер. Сергий Булгаков. "Настольная книга для священнослужителей". |