Святитель Филарет Исповедник. Проповедь на Праздник Преображения Господне. Печать
Проповеди

Preobrazhenie2

       Светел нынешний великий праздник! Светел и назидателен для нас! Вот только что в Евангелии мы слышали, что Господь Иисус Христос взошел на гору помолиться, как Он любил это делать в некоторых случаях, удаляясь в уединение. Евангелие повествует о том, что когда Он так молился, в то время, как ученики, утомленные, конечно, восхождением на высокий Фавор, отдыхали, спали, то внезапно Его Пречистый Лик засиял, как солнце, а ризы, облачения, сделались белее снега. Так сияла Его Слава! И являются, как свидетели этого необычного события, два великих праведных мужа, уже из другого потустороннего мира: законодатель пророк Моисей – Боговидец и другой Боговидец огнеколесничник пророк Илия.

       Апостолы пробудились и видят Славу Своего Учителя и тех, кто с Ним. Среди них пламенный Петр, как всегда опережая других, воскликнул: "Господи, добро есть нам здесь быти!" – Господи, хорошо нам здесь! Между прочим, кто бывал на Фаворе, тот знает, как там, действительно, хорошо! Какой-то особый дух! Далеко от земной жизни, именно, добро там быть. И вот, апостол и воскликнул эти слова, добавляя: "если хочешь, мы сотворим три кущи (три палатки) – Тебе, Моисею и Илии." Но Евангелие добавляет: "Не ведая, еже глаголах." Он был в духовном восторге и не отдавал себе отчета в том, что он говорил, ибо эти слова вырвались из самой души его. Но когда их осенило облако, из облака они услышали Тот Голос, Который ни одно сотворенное существо не может слышать без трепета, ибо это Голос Творца, говорящего твари. Услышали они слова, которые однажды уже раздались над Иорданом: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный," но тут Господь добавил, как Бог Отец – "Того послушайте!"

       Великий Святитель Иоанн Златоуст, со свойственным ему пониманием Евангелия, указал – эти слова были нужны для апостола Петра, в особенности, потому что перед этим был момент: Господь спросил апостолов, за кого они Его почитают? Апостол Петр, от лица всех апостолов, выразил общее, сложившееся мнение, говоря: "Ты Христос, Сын Бога Живаго!" Одобрил его Божественный Учитель, а после этого, когда Господь стал предсказывать уже о Своих грядущих страданиях, то любящее сердце апостола Петра забеспокоилось – он отозвал Учителя в сторону и в порядке человеческих дружбы, любви и добрых отношений и привязанности к Своему Учителю, стал говорить Ему: "Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобой!" И услышал ответ, после которого его язык, действительно, прилип, вероятно, к гортани. На эту просьбу преданности и любви ему Учитель отвечает: "Отойди от Меня, сатана! Ты Мне – соблазн: ты думаешь не о том, что Божье, а о том, что человеческое." И вот Златоуст говорит, пораженный этим страшным ответом, конечно, Петр не смел и слова даже промолвить на эту тему, но в душе у него все-таки осталась надежда, а может быть этого не будет, а может быть его Любимый Учитель избегнет этой ужасной участи, о которой Он говорил. Бог Отец и говорил об этом: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Того послушайте!" Т.е., добавляя, Бог Отец как бы говорит Петру: "Оставь, Петр, всякое прекословие и смиренно прими то, чему должно быть."

       Христос Спаситель сиял, как солнце! Но мы знаем из Жития святых, были также случаи, когда и их лики просветлялись. В особенности, поразителен рассказ из Жития преподобного Сысоя Великого. Это был подвижник из подвижников, постник и молитвенник, который своим словом мертвых воскрешал. Когда он приблизился к исходу и его одр смертный окружали монахи в монастыре, то видят, что его лицо светлеет и светлеет, и он тихо говорит: "Вот пришли пророки, вот пришли апостолы." Он видит тех, кого никто не видит. Внезапно лицо его засияло, как солнце, и он говорит: "Вот Господь идет!" Так испугались этого сиянья окружавшие, что убежали, и он с светоносным, сияющим видом предал свой праведный дух Богу. Подобное было и при жизни преподобного Серафима, да и других подвижников. Когда-то к великому старцу Амвросию, этому украшению Русской Церкви, вошел его келейник и какой-то монах и оттуда выбежали испуганные – лицо старца Амвросия сияло, как солнечный свет!

       Нужно помнить, что Церковь не напрасно поет в тропаре праздника: "Да воссияет и нам, грешным, свет Твой Присносущный!" Конечно, в Евангелии говорится: "и Свет во тьме светится и тьма его не может объять." Когда мы с вами смотрим на окружающую жизнь, то мы видим, что хотя Свет и светится, а большинство его не видит. Верные души видят этот духовный свет, свет Евангелия Христова, свет веры христианской, который светит всюду. Но это только верные души, а их, увы, становится все меньше и меньше... И это будет и дальше продолжаться все больше и больше. Когда-то Спаситель мира произнес скорбный полу-вопрос, полу-предсказание: "Сын Человеческий, пришедши, найдет ли веру на земле?!" Это не значит, что веры не будет совсем – нет! Но верующие скроются с лица земли. Мало их будет, и они скроются от гонений, притеснений и преследований.

       Будем помнить, возлюбленные, что Церковь от лица каждого из нас поет: "Да воссияет и нам, грешным, Свет Твой Присносущный!" ибо слишком много мрака греховного в жизни нашей. Всякий христианин, который внимателен к себе, конечно, не может не засвидетельствовать того, что и у него мрака греховного в жизни более, чем достаточно, и нужно молить, чтобы Господь этот грех душевный, мрак греховный, отнял от нашей души и просветил ее Светом Своим Присносущным. Аминь.