Свт. Филарет Исповедник "Канон святого Андрея Критского" Печать

 

svt PhilaretЗа три недели до Великого поста, Церковь от лица каждого из нас начала возносить молитвы Своему Господу, словами: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». И вот пост наступил, наступило время покаянных молений, покаянных трудов молитвы и поста. В эти дни, когда Церковь самым строем своих богослужений: продолжительных, строгих, с глубоко покаянным их содержанием, призывает нас к тому, чтобы мы остановились среди того круговорота, в котором постоянно находимся, оглянулись на себя и на свою жизнь.
       В эти дни полезно нам вспомнить и о том, для чего, вообще, сошел на землю Сын Божий, Господь Иисус Христос. Святое Писание нам говорит неоднократно о том, что Сын Божий пришел, чтобы разрушить дела диавола, а в другом месте говорится, что Сын Человеческий пришел «взыскать и спасти погибшего».

   И когда мы с вами перелистываем страницы Евангелия, то видим, как, действительно, на всех почти страницах Евангельских мы находим трогательные повествования о том, как Сын Человеческий умел находить и взыскать погибшего человека. Как много этих примеров в Евангелии! Некоторые из них упоминались и сейчас в чтении Покаянного Канона. Вспомните, как Спаситель идет к Иерихону, там, где мытарь Закхей, начальник мытарей. Услышал он, что Чудотворец Божественный приближается, загорелось у него одно желание: посмотреть на Того, о Котором он так много слыхал. Забрался на смоковницу, вероятно, под насмешки окружающих, но, не обращая на них внимания, забрался для того, чтобы исполнить свое желание. Но оказалось, что Господь наш любит давать больше, чем мы у Него просим, чем человек даже может пожелать: Закхей только хотел посмотреть на Него, как вдруг слышит слова: «Закхей, слезь поскорее – Мне ныне нужно быть у тебя в доме». Повторяю, Господь наш любить давать больше, чем мы у Него просим и ожидаем.
       Сколько и других примеров того, как Сын Человеческий находил и спасал погибшего, спасал тех, которые казалось бы были обречены на погибель. Вспомните, как к Нему, озлобленные Его враги торжествующе приволокли женщину, которая была схвачена в тяжком грехе прелюбодеяния. Что она, несчастная, пережила в то время, когда ее тащили, потому что ей, вероятно, в уши кричали, что таких Моисей заповедал камнями побить, смертной казни предать. Переживая весь этот ужас, она знала, к Кому ее привели. Конечно, к ужасу нависшей гибели еще присоединяется мучительный стыд и позор, ибо знала она, конечно, как высок, чист и свят Тот, перед Кем она сейчас предстанет. Но знаем мы, чем все это кончилось. Не на сторону ее врагов, а на ее сторону встал Господь Иисус Христос. Мудрым и властным словом заставил ее врагов с позором удалиться, когда сказал: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень!» Ни у кого рука не поднялась: всех совесть остановила, и они с позором и срамом ушли. Могла бы и она уйти – ее никто не держит, но она не уходит. Во-первых, потому, конечно, что после всего пережитого ужаса, она чувствует как хорошо около Него, как мирно и спокойно! А во-вторых, – она уже потянулась к Нему всей душой и надеется на милостивый Его суд. И не ошиблась в уповании своем. Снова обращается Господь – уже никого нет, только женщина стоит. С какой любовью, вероятно, смотрел Он на нее, видя эту заблудшую овцу, которая к своему Пастырю потянулась, и ободряюще спрашивает: «Женщина, где твои обвинители? Никто тебя не осудил?» – «Никто, Господи». «И Я не осуждаю тебя – иди и впредь не греши!» Вспомним снова из Евангелия: другая женщина пришла к Спасителю, когда Он был на вечери у Симона Прокаженного, облила слезами Его Ноги, мазала их миром, власами главы отерла и услышала: «Отпускаются тебе грехи твои».
       Но один потрясающий пример, это пример разбойника благоразумного. Прав был Великий Златоуст, когда говорил, что примера такой веры и в Евангелии больше нигде не найдешь! Мы знаем примеры, когда в Господа уверовали один, другой, третий, – много людей, но они видели или Его чудеса или слышали Его Божественное учение. А какой же могучий порыв веры должен быть, чтоб в висящем рядом на таком же кресте, измученном, окровавленном, оплеванном распятом человеке увидеть Господа и Владыку... Воистину, пламя веры так запылало вдруг в душе человека, который был предан до этого только злодейству. Какое пламя веры загорелось, что в этом пламени сгорели все его злодеяния и слышна только смиренная просьба: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем!» Т.е., когда придешь Ты во всей Славе царственного величия Твоего, не забудь обо мне, вспомни меня... И непостижимый Душелюбец, Господь, дает больше гораздо, чем тот смиренно попросил, ибо слышны слова Божественного величия и царственной милости: «Аминь, глаголю тебе – днесь со Мною будешь в раю». – Вот, что Он дал ему, в ответ на смиренную малую просьбу того.
       Как трогателен этот пример веры, и как умилителен этот подвиг любви Того, Кто пришел «взыскать и спасти погибшего!» Мы часто говорим, что когда человек что-либо тяжко переживает, страдает, то ему не до других, и это все считают уже законным. Когда сам человек поглощен своими тяжкими, скорбными переживаниями, так и говорят: «Ему не до других, он занят собою». Что может быть страшнее, ужаснее и многоскорбнее того, что переживал на кресте Распятый Искупитель и Спаситель мира? Но Он и тут не забыл о Своем деле, невыносимо тяжко страдая. Он и тут нашел заблудившуюся овцу и сумел ее привлечь в Царство Небесное.
       И вот эти-то трогательные примеры так могут облегчить человеку дело покаяния! Если мы заглянем в себя поглубже, как и следует в эти святые дни, то увидим мы внутри себя много непотребств и грязи. И если бы человек впервые так столкнулся с собственною испорченностью, то душа его могла бы прийти в отчаяние, но вот все эти примеры и указывают нам, что нет, в этом святом храме не было и не бывало и не будет того, чтобы Господь наш оттолкнул кающегося человека. Погибает только тот, кто не кается. Погибает только тот, кто поворачивается спиной к Нему, к Его благодати, а не тот, кто к Нему притекает, пусть он весь покрыт грехами с ног до головы. Мы слышали в первые дни этой недели, как Сам Господь говорит: «Придите ко Мне и стягните», по-русски: «придите ко Мне и рассудим»: – «и если будут грехи ваши как багряные, как снег убелю, и если будут грехи ваши, яко червленые, как волну убелю!» Сам Он обещает! Ему можно поверить! Следственно, каковы ни были бы твои грехи, как бы они ни были многочисленны, как бы они ни были тяжелы и скверны, не падай духом, а иди к Нему с покаянием. Помни притчу о Блудном Сыне: отец, как встретил сына, пришедшего с покаянием? – Ни одного слова упрека, ни поношения, ни гнева, ни наказания – одна только прощающая и милующая любовь! И если ты вспомнишь про это, то дерзновенно придешь в объятия Отчие! Блаженный Августин, говорил: «Ты грешник, тебе грозит Божий гнев, хочешь избежать Божьего гнева – иди и бросайся в объятия Его Отеческой любви!» Аминь.